Уравновешивание автобалансирами крыльчаток осевых вентиляторов |
Главная>Наши разработки>>Вентиляторы |
→ | АБ с перегородками -описание |
Видео - работа разных типов АБ | ||
Исполнители разработки |
Крыльчатки осевых вентиляторов (рис. 1) разбалансируются в процессе эксплуатации из-за налипания пыли, воздействия коррозии, изнашивания под действием твердых абразивных частичек, деформаций их лопастей и т.п. Это приводит к изнашиванию подшипников, увеличению шума работы вентилятора и его вибрациям. Для устранения приобретаемого дисбаланса целесообразно уравновешивать крыльчатку непрерывно - на ходу.
1 - крыльчатка, 2- коллектор, 3- электродвигатель, 4- вал электродвигателя, 5 - кожух
Рис. 1 – Осевые вентиляторы
1 - вал электродвигателя, 2 - коллектор, 3 - АБ
Рис. 2 – Варианты установки крыльчатки и АБ:
а – АБ насаживается на вал, а крыльчатка на АБ ; б – крыльчатка насаживается на вал, потом - АБ;
в - АБ насаживается на вал, потом - крыльчатка
а б в
Рис. 3 – Шаровые АБ :
а – обычный; б – с неподвижными, в – с подвижными перегородками
Вентилятор имеет наклонную ось вращения, что усложняет разбег шаров в обычном шаровом АБ. Поэтому предлагается, наряду с обычными АБ использовать автобалансиры с неподвижными или подвижными перегородками. Перегородки способствуют быстрому разгону шаров. АБ с перегородками являются нашими разработками, защищены патентами Украины [1,2,4], и могут быть использованы, по договоренности, в Ваших машинах.
сначала определяется максимальный дисбаланс крыльчатки после ее разбалансирования (по массе крыльчатки, классу точности балансировки, величине наибольшего ее разбалансирования в классах точности, которое может возникнуть в процессе работы и ее максимальной угловой скорости вращения);
потом определяются параметры АБ, в том числе - балансировочная емкость и количество шаров (по максимальному дисбалансу крыльчатки, типу АБ, радиусу беговой дорожки шаров, радиусу шаров).
Для изучения работоспособности разных типов шаровых АБ при уравновешивании крыльчатки вентилятора был разработан стенд (рис. 4, а) на базе промышленного вентилятора ВО 06-300.
а |
б в г |
Рис. 4 - Стенд и модели АБ:
а – стенд; б – обычный АБ; в – АБ с неподвижными, г – АБ с подвижными перегородками
Был изготовлен обычный шаровой автобалансир (рис. 4, б). Благодаря установке крышки с перегородками он может быть использован как АБ с неподвижными перегородками (рис. 4, в). При установке подвижной втулки он становится АБ с подвижными перегородками (рис. 4, г).
Работу различных типов АБ можно просмотреть на видео. Результаты экспериментов показали, что АБ уменьшает максимальный дисбаланс крыльчатки от 6 до 20 раз, что зависит от качества изготовления и установки АБ. Так же были получены следующие результаты.
У обычного АБ возникают следующие трудности в работе:
при малой вязкости смазки беговой дорожки шары не вовлекаются в движение и остаются в нижней части беговой дорожки;
при большой вязкости - шары вовлекаются в движение, но малоподвижны относительно корпуса АБ и плохо реагируют на изменение дисбаланса, к тому же при разгоне ротора шары усиливают его колебания;
при оптимальной вязкости - шары достаточно долго вовлекаются в движение, при разгоне усиливают колебания ротора, имеют большую тенденцию к застою, чем шары в АБ с перегородками.
У АБ с перегородками:
разгон шаров происходит спокойно - при любой смазке беговой дорожки;
при малой вязкости смазки шары наиболее подвижны относительно ротора и лучше всего реагируют на текущее изменение дисбаланса;
наиболее быстро наступает автобалансировка при использовании АБ с неподвижными перегородками, но эти АБ имеют асимметрию балансировочной емкости;
несколько медленнее наступает автобалансировка при использовании АБ с подвижными перегородками, шары при необходимости легко передвигают перегородки, чем обеспечивается симметрия балансировочной емкости АБ.
Нами также предлагается:
Рис. 5 – Трехмерная модель вентилятора
Была создана точная трехмерная модель вентилятора с АБ (рис. 5), учитывающая их размерные, силовые и массо-инерционные характеристики. С использованием модели исследуется процесс уравновешивания крыльчатки различными типами шаровых АБ при различных параметрах системы.
Крыльчатку целесообразно уравновешивать на ходу статически – одним АБ, который необходимо устанавливать внутрь коллектора, насаживая на вал двигателя. Для уравновешивания крыльчатки можно использовать разные типы шаровых АБ, а именно – обычные, с неподвижными и подвижными перегородками.
Автобалансуючий пристрій: Пат. № 75189 Україна, МКІ G01M 1/38 / Г. Б. Філімоніхін, В. С. Майоров (Україна); Г. Б. Філімоніхін, В. С. Майоров. - № 2002032408; Заявл. 27.03.2002; Опубл. 15.03.2006, Бюл.№3.
Пат. 26788 України, МПК G01M 1/38 Автобалансуючий пристрій для зрівноваження роторів із похилою віссю обертання / Філімоніхін Г.Б., Яцун В.В., Коваленко О.В.; заявник та патентовласник Кіровоградський нац. техн. університет. – №200704757; заявл. 27.04.2007; опубл. 10.10.2007, Бюл.№16.
Пат. 35261 України, МПК G01M 1/100 Автобалансуючий пристрій для зрівноваження роторів із похилою віссю обертання / Філімоніхін Г.Б., Яцун В.В., Коваленко О.В.; заявник та патентовласник Кіровоградський нац. техн. університет. – №200804424; заявл. 07.04.2008; опубл. 10.09.2008, Бюл.№17.
Філімоніхін Г.Б. Числове моделювання процесу зрівноваження кульовими автобалансирами крильчатки осьового вентилятора / Філімоніхін Г.Б., Яцун В.В. // Вісник гірничого університету. – 2008. №10, с. 72–77.
Яцун В.В. Експериментальне дослідження ефективності зрівноваження крильчаток осьових вентиляторів пасивними автобалансирами / Яцун В.В., Філімоніхін Г.Б. // Загальнодержавний міжвідомчий н.-т. збірник “Конструювання, виробництво та експлуатація сільськогосподарських машин”. – 2008, вип. 38, с. 100–105.
Філімоніхін Г.Б. Визначення головного вектора і моменту аеродинамічних сил, діючих на обертову крильчатку вентилятора / Філімоніхін Г.Б., Яцун В.В. // Збірник наукових праць КНТУ. – 2009, вип. 22, с. 364–370.
Яцун В.В. Математична модель зрівноваження кульовими автобалансирами крильчатки осьового вентилятора / Яцун В.В. // Вісник гірничого університету. – 2009. №9, с. 11-18.
Яцун В.В. Зрівноваження крильчаток осьових вентиляторів пасивними автобалансирами // Тези доповідей 9-го Міжнародного симпозіуму Українських інженерів-механіків у Львові, 20-22.05.09, с. 71-73.
Яцун В.В. Зрівноваження крильчаток осьових вентиляторів кульовими автобалансирами // Тези доповідей міжнар. наук.-техн. конф. “Динаміка, надійність і довговічність механічних і біомеханічних систем та елементів їхніх конструкцій” у Севастополі, 8-11.09.09, с. 235-236.
Яцун В.В. Працездатність пасивних автобалансирів при зрівноваженні крильчаток осьових вентиляторів: автореф. дис. ... канд. техн. наук: 05.02.02 / В.В.Яцун; Нац. ун-т "Львів. політехніка". — Л., 2010. — 20 с.